«Формирование положительной мотивации обучающихся к изучению истории» в рамках областного научно – практического семинара

09.10.2019г. в рамках областного научно – практического семинара состоялось выступление преподавателя общественных дисциплин Клепикова К.Н. с докладом на тему «Формирование положительной мотивации обучающихся к изучению истории».
В выступлении говорилось о том, что одной из основных задач современного образования является формирование творческой, способной к самообразованию и самореализации личности.
Для формирования гражданина и патриота знание и понимание развития исторического процесса, его закономерностей и в тоже время вариативности развития просто необходимы. Выясняется, что формирование вышеперечисленных качеств личности невозможно в полной мере при отсутствии у обучающихся  мотивации изучения истории.
Большинство ребят связывают данный факт с неинтересными формами работы на уроке, «сухим» изложением материала  на школьном этапе их жизни.
Поэтому, одной из целей, стоящих перед преподавателями истории  техникума,  является поиск путей повышения мотивации студентов к изучению истории. Большее значение в повышении мотивации к обучению имеет использование методов активного обучения, приобретающих в последнее время особую актуальность. Эти методы позволяют стимулировать познавательную деятельность учащихся. Методы активного обучения обеспечивают не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и развивают у обучающихся логическое мышление и умение самостоятельно добывать знания. В этой ситуации главной целью преподавателя становится формирование активной творческой личности обучающихся. В своей работе  автор старается использовать   технологию проблемного обучения и следующие форматы учебных занятий: круглый столы, исторические поединки, лектории в городской библиотеке, экскурсии.
С прошлого учебного года техникум начал тесное сотрудничество с Государственным Историческим музеем Южного Урала. Часть выставок музея экспонировалась в агропромышленном отделении ЮЭТ. В чём, конечно, огромная заслуга преподавателя Боровинской Е.В. Так,  к 100-летию окончания 1 Мировой войны с разными учебными группами были совершены экскурсии выставку «Южный Урал    в годы 1 Мировой». Экспонаты и фотографии, демонстрирующиеся на выставке, вызвали огромный интерес и множество дополнительных вопросов. Многие студенты высказали желание исследовать ряд смежных тем.
При посещении выставки «Романовы. 20 век» ребятам было предложено самим побывать в роли экскурсоводов. Им было дано время на подготовку  фрагментов экскурсии, предложены материалы для анализа. В результате студенты оказались и в роли исследователей, и в роли экскурсоводов.
При организации круглых  столов следует учитывать тему обсуждения, индивидуальные особенности участников,  командный состав. При подготовке к историческим поединкам  важно заинтересовать участников предстоящим  мероприятием,  компоновкой вопросов. На формирование положительной мотивации очень эффективно воздействуют  посещения лекториев в городской библиотеке. В прошлом учебном году были посещены лекции и беседы в рамках  программы «Технология избирательной компании», «Выдающиеся  южноуральцы». Эффективно воздействуют на положительную мотивацию  конечно же  и занятия в секции НОУ.  Это помогает  пропагандировать среди обучающихся -достижения науки, создать атмосферу научного поиска, сотрудничества, предоставить обучающимся общение с краеведами, научными работниками музеев, работниками культурных, научных и духовных центров района и области, с интересными людьми. Защита исследовательских, проектных  работ на занятиях поначалу вызывает некоторые трудности (страх выступления перед аудиторией, волнение, несоблюдение регламента времени, сложность удерживания внимания аудитории и т.д.), однако после первых таких докладов студенты стали увереннее и стали проявлять больший интерес к такому виду деятельности и истории в целом. Безусловно, положительный результат применения  перечисленных  приёмов, форм и методов существует. Повысилась мотивация студентов к изучению истории, а уровень  их знаний вырос.
В конце своего выступления докладчик призвал участников семинара проявлять большую творческую активность, креативность и быть всегда на острие событий, в курсе современных педагогических, и не только, технологий.


Автор: Клепиков К.Н.