Разработка содержания КОС для экзамена (квалификационного) по ПМ

 

С новыми тенденциями изменяется внутренняя структура профессионального мира. Предъявляются новые требования: речь идёт об обучении в течение всей жизни, которое должно сочетаться с творчеством, умением работать в команде и личной ответственностью.

Особенность ФГОС третьего поколения состоит в том, что они имеют модульную структуру, основаны на компетенциях, предусматривают активное участие работодателей в формировании вариативной части основной профессиональной образовательной программы, которая должна учитывать требования регионального рынка труда. Кроме того стандарты представляют свободу образовательному учреждению  в отборе содержания образования  и выборе образовательных технологий.

Наибольшие сложности на этапе внедрения ФГОС связаны с разработкой контрольно-оценочных средств (в дальнейшем КОС), которые призваны определить готовность обучающегося к выполнению определенного вида деятельности, отраженного в профессиональном модуле.

К разработке контрольно-оценочных средств предъявляются определенные требования. А именно:

  1. Разработка и оформление КОС производится по макету.
  2. Перечень показателей КОС должен быть составлен с учетом указанных в программе модуля знаний, умений и практического опыта обучающегося.
  3. Задания для проверки теоретических знаний по междисциплинарному курсе (в дальнейшем МДК) и экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю должны носить компетентностно-ориентированный характер и оценивать как профессиональные так и общие компетенции.
  4. Обратить внимание на корректность формулировки показателей. В соответствии с требованиями ФГОС выпускник, освоивший ОПОП СПО, должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности. Следовательно, обязательным приложением к рабочим программам профессиональных модулей должны стать такие контрольно-оценочные средства, которые позволят оценить их сформированность.

Итогом освоения профессионального модуля (ПМ) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) является готовность к выполнению соответствующего вида деятельности и обеспечивающих его профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций, предусмотренных для ОПОП в целом.

Итоговой формой контроля по ПМ является экзамен (квалификационный). Он проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

Именно этим вопросам было посвящено инструктивно методическое совещание по теме: «Разработка содержания КОС для экзамена (квалификационного) по профессиональным модулям», которое состоялось 21, 28, и 29 января 2019 года  на всех отделениях Южноуральского энергетического техникума.


Автор: О.А.Бабкина